Зрелость общества: общественные обсуждения вопроса по изменению порядка выборов главы Новосибирска проходят в Общественной палате НСО.
Комиссия по развитию информационного общества и взаимодействию со СМИ Общественной палаты Новосибирской области назвала «зрелостью» общества запрос на изменение порядка выборов главы города. Заседание прошло вчера, 19 января. Председатель ОП НСО Галина Гриднева приветствовала присутствующих.
В обсуждении вопроса региональных практик выборов и назначений глав городов по конкурсу в субъектах РФпринял участие Сергей Санников, кандидат исторических наук, писатель, журналист, исполнительный директор Международного форума технологического развития «Технопром»: «Считаю, что общественный запрос на изменение порядка выборов главы города - это показатель определенной зрелости, которая сформировалась в рамках нашего гражданского общества, его правосознания. Возросло понимание того, что Новосибирск – это город с особым статусом, особой ролью на федеральной палитре. Это крупнейший муниципалитет нашей страны, это город, который во многом является модельным регионом, который не боится брать на себя роль пилотного в апробации проектов, новых форм по реализации гражданских прав. Новосибирск может обратиться к опыту международной практики. Так, наш город-побратим Шиньян (КНР) имеет специальный порядок назначения градоначальника, который согласуется с советом народных представителей, что подчеркивает статус этого города. Считаю совершенно справедливым то, что ОП НСО выносит этот вопрос на обсуждение, однозначно то, что перемены в этом отношении назрели».
Яков Самохин, председатель правления новосибирского Союза журналистов: «Я бы не стал ставить жирную точку «отменяем и все», давайте поставим многоточие, потому что политическая ситуация в мире может измениться. При том, что я понимаю необходимость такого перехода именно в Новосибирске, я предлагаю быть аккуратнее в формулировках».
Эксперты привели статистику интереса граждан к процедуре выборов, которая показывает спад активности избирателей на выборах муниципального уровня. Иногда горожане делают выбор, поддавшись протестными настроениями или тему, что кандидат – «классный мужик», харизматичный оратор и т.д. К сожалению, последнее – не гарантия управленческих компетенций.
Далее прошли общественные обсуждения, организованные комиссией по общественному контролю, общественной экспертизе, взаимодействию с общественными советами и ОНК, на котором выступил аналитик федеральной экспертной сети «Клуб Регионов», член экспертного совета аналитического центра «Юг», член Российской ассоциации по связям с общественностью Вадим Попов. Он привел аналитику изменений, которые произошли в ряде крупных городов, перешедших с формы прямых выборов мэра на его конкурсное назначение.
Изучая вопрос, специалисты пришли к выводу, что регионы сталкиваются с одними и теми же проблемами при модели прямых выборов: в сфере городского хозяйства, градостроительства, содержания и строительства дорог, мусорной реформы, коррупционной составляющей и так далее. Те города, которые перешли к форме конкурсного назначения, заметно продвинулись в своем развитии, получили финансирование на решение своих проблем и повысили инвестиционную привлекательность.
Председатель комиссии, бердчанка Марина Щербенева, поделилась опытом города Бердска, где мэр на должность назначается: «С приходом Евгения Анатольевича Шестернина город зажил совсем другой жизнью, хотя вначале нам казалось, что мэра нам навязал губернатор! Теперь же мы участвуем практически во всех государственных программах и национальных проектах и видим, как улучшается работа городского хозяйства и повышается качество жизни горожан».
Владимир Попков, член ОП НСО, начальник регионального отделения Юнармии, генерал-майор запаса: «Рассматривая вопрос о назначении глав городов в современных условиях, считаю назначение на конкурсной основе необходимым! Это особо актуально в современной политической и экономической обстановке при ведении боевых действий».
Александр Лубенец, член ОП НСО, председатель совета директоров комплексного проектного института «Сибрпроектэлектро», заслуженный экономист НСО поддержал приоритет конкурсного назначения. Он считает, что назначаемый кандидат должен представить программу, обозначить сроки исполнения задач и нести за это ответственность. Программа должна быть согласована с планами развития региона и вписываться в общую стратегию, а не идти вразрез.
Приглашенный депутат Заксобрания, руководитель Новосибирского филиала Фонда развития гражданского общества, доктор социологических наук Константин Антонов привел примеры из опыта других стран: Франции, Северной Вестфалии, Нидерландов, Бельгии и США. Ни одна система не дает возможности на 100% нивелировать риски, связанные с некомпетентным руководством, но, зная их, в новой системе конкурсного назначения можно постараться их избежать. Он поддержал мнение, что механизмы отбора кандидатов должны быть четкие и открытые, должны обсуждаться на таких площадках, как общественная палата.
Вопросы экологии в Новосибирске – это злободневная тема для членов и экспертов комиссии по экологии и охране окружающей среды. Обсуждения в этой комиссии прошли 20 января. Председатель Ирина Хапко поддержала смену модели назначения главы города и подчеркнула, что отсутствие рассогласованности действий в вертикали власти, как показывает практика таких городов, как Екатеринбург, Омск, Самара, Барнаул, Томск, Красноярск и др., обеспечивает не только рост экономико-социальных показателей, но и душевный комфорт жителей, пробуждает в них гордость за свой город.
В ходе обсуждений члены и эксперты комиссии единогласно пришли к выводу, что на замену битве политических амбиций должна прийти планомерная хозяйственная деятельность руководителя города, как его ни назови: глава, градоначальник, мэр или сити-менеджер.
Результаты всех обсуждений председатели комиссий представят на заседании Совета палаты 26 января.