На платформе станции метро «Площадь им. Н.Г. Гарина-Михайловского» состоится презентация экспозиции «585 тысяч тонн для Победы. К 105-летию Н.А. Лунина» в поезде-музее Новониколаевск-Новосибирск.
2
27 октября 2020 года в 11 часов на платформе станции метро «Площадь им. Н.Г. Гарина-Михайловского» состоится презентация экспозиции «585 тысяч тонн для Победы. К 105-летию Н.А. Лунина» в поезде-музее Новониколаевск-Новосибирск.
Новая выставка в поезде-музее подготовлена к 105-летию Николая Александровича Лунина – бригадира комсомольско-молодёжной бригады, Героя Социалистического Труда, почётного железнодорожника, инициатора новаторских методов работы на железной дороге накануне и во время Великой Отечественной войны, видного общественного деятеля.
Николай Александрович родился в 1915 году в городе Ряжске Рязанской губернии, переехал с семьёй в Новосибирск. В 1932 г. окончил школу ФЗУ им. С.А. Шварца (ныне Новосибирский колледж транспортных технологий им. Н.А. Лунина), работал слесарем, затем помощником машиниста.
В январе 1940 г. бригада Н.А. Лунина предложила железнодорожникам внедрить новый метод эксплуатации паровозов – проведение текущего ремонта силами самой паровозной бригады. Это позволяло резко увеличить межремонтный пробег и заметно сократить простои. Эффективный метод получил наименование «лунинского» и начал активно применяться на железных дорогах Советского Союза. В Новосибирск за передовым опытом стали приезжать машинисты со всей страны. В СССР для лучшего изучения и применения новации сибиряков создавались специальные школы.
Новосибирский комсомол, который отмечает в эти дни 100-летие, гордится своим славным воспитанником Николаем Луниным: его передовой метод работы быстро распространился по всей стране. «Лунинцы» нашлись и в промышленности, и в сельском хозяйстве, так как повышалась не только техническая культура производства, но и значительно увеличивался выпуск продукции за счет более эффективного использования техники и экономии материалов.
В январе 1941 г. Н.А. Лунин был награждён знаком «Почётный железнодорожник», а его бригада получила юбилейный паровоз серии ФД 21-3000. С началом Великой Отечественной войны требования к работе предприятий, в том числе железнодорожного транспорта, значительно повысились. В декабре 1941 г. Лунин двумя паровозами доставил в Москву, где был острый топливный кризис, 5 000 тонн угля (100 вагонов!), при норме на одну машину 1 250 тонн. Это положило начало новому движению сверхтяжёлых поездов. Вскоре сверхтяжёлые составы пошли по всем дорогам страны.
В апреле 1942 г. Н.А. Лунин стал лауреатом Сталинской премии и передал её на строительство подводной лодки «Новосибирский комсомолец», в фонд детских домов и т.д. В 1943 году на личные сбережения машинист купил 1000 тонн кузбасского угля и сам доставил эшелон в героический Сталинград. Всего же за время войны машинист Н. Лунин перевез 585 тысяч тонн военных и хозяйственных грузов. 5 ноября 1943 года Н.А. Лунину присвоено звание Героя Социалистического Труда. Дом, где он жил в Новосибирске, украшает мемориальная доска, а его паровоз ФД21 № 3000 навечно застыл на пьедестале перед станцией Новосибирск-Главный как памятник трудовой славы новосибирских железнодорожников.
В экспозиции поезда-музея представлены уникальные документы и материалы из архивов ГАУК НСО «Новосибирский государственный краеведческий музей», из коллекции ГАУК НСО НГОНБ: фотографии, статьи, наградные документы, воспоминания о жизни и трудовой и общественной деятельности Н.А. Лунина.
Аккредитация представителей СМИ на презентацию организована до 15.00 часов 26 октября на эл. адрес: ludmila.monakhova@gmail.com.
Справка. Образовательно-просветительский проект социального партнёрства «Поезд-музей «Новониколаевск-Новосибирск» в метрополитене реализуется Новосибирским областным фондом сохранения и развития русского языка «Родное слово» с 2010 года при поддержке МУП «Новосибирский метрополитен», ГАУК НСО «Новосибирский краеведческий музей», Правительства Новосибирской области, мэрии города Новосибирска. Автор и руководитель проекта – Людмила Аркадьевна Монахова, директор фонда. Цель проекта – знакомство новосибирцев и гостей региона с историей, а также с выдающимися горожанами, коллективами и учреждениями Новосибирска и области. За время существования поезда-музея в нём были размещены 48 экспозиций.