Проблемы школьной медицины обсудили на заседании межведомственной рабочей группы
Заседание состоялось 02 июня в пресс-центре Правительства НСО по решению Совета Общественной палаты Новосибирской области. Модератор - заместитель председателя Общественной палаты Новосибирской области, советник ректора ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России Елена Потеряева.
Главная цель данного мероприятия - обсуждение проблем медицинского обслуживания школьников и создание дорожной карты по школьной медицине.
В своем вступительном слове Елена Леонидовна отметила, что сложность данного вопроса заключается в том, что современное законодательство в лице Федерального закона «Об образовании» и Федерального закона «О здравоохранении» не позволяет четко реализовать потребности общества, педагогического и ученического сообщества в оказании медицинской помощи в школах. Отсутствие в общеобразовательных учреждениях медицинского работника на постоянной основе затрудняет оказание учащимся как неотложной помощи, так и проведения гигиенических и профилактических мероприятий, а также мониторинга здоровья школьников.
В своем приветственном слове заместитель министра здравоохранения Новосибирской области Андрей Лиханов обозначил цель обсуждения данного вопроса и формирования дорожной карты по школьной медицине в Новосибирской области как возможный старт законодательной инициативы гражданского общества при поддержке органов исполнительной власти.
С докладом на тему «Роль и возможности педагогов в реализации проекта «Школьная медицина» выступил эксперт Общественной палаты Новосибирской области, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, директор НИИ здоровья и безопасности ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» Роман Айзман. По данным Минздрава России, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Росздравнадзора (2017г.), общая заболеваемость детей до 14 лет за последние 5 лет увеличилась на 16%; общая заболеваемость детей 6-7 лет за последние 5 лет возросла на 32%; около 68% детей дошкольного возраста имеют множественные нарушения здоровья; среди 1-классников здоровых 4,3%, среди выпускников – здоровых нет; увеличение числа лиц школьного возраста с аддикциями и суицидальным поведением. По данным Росздравнадзора, выявлено 100% нарушений в проверенных медкабинетах школ. Решение данного вопроса Роман Иделевич видит в мониторинге здоровья, т.е. динамической количественной диагностике, создании электронных паспортов здоровья обучающихся. Кроме того, обеспечение медицинских кабинетов образовательных организаций оборудованием в соответствии с требованиями СанПин для проведения мониторинга состояния здоровья и физического развития обучающихся, восстановление в вузах подготовки бакалавров по профилю «Педагог-валеолог» на базе среднего медицинского образования позволит организовать профилактическую работу и проведение мониторинговых исследований физического и психического здоровья обучающихся.
Директор ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора Ирина Новикова рассказала о показателях сравнительной оценки первичной заболеваемости детей по обращаемости за медицинской помощью по субъектам Сибирского Федерального округа (по данным формы №12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания…» за 2020 г.). Предметом исследования явились заболевания, связанные с питанием; заболевания, косвенно связанные с факторами воспитания и обучения; заболевания, связанные с загрязнением воздушной среды; иные заболевания. Новосибирская область попадает в группу риска по высокой частоте встречаемости у школьников болезней органов пищеварения, сахарного диабета, болезней глаза и его придаточного аппарата, болезней уха и сосцевидного отростка, пневмонии, аллергического ринита, бронхиальной астмы, инфекционных и паразитарных болезней, новообразований, травм. Предотвращение развития заболеваний связано с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил в школах: проветривание помещений, правильная рассадка обучающихся, соблюдение параметров микроклимата в помещениях для занятий школьников: определенной температуры и влажности воздуха, а также гигиеническая зарядка на переменах, рациональная организация питания. Все эти мероприятия обеспечиваются как производственным контролем в общеобразовательных учреждениях, так и возможным участием медицинского работника.
Представитель аппарата Уполномоченного по правам ребенка привела цифры о наличии в школах Новосибирской области и г. Новосибирска медицинских кабинетов: из 960 школ медицинские кабинеты на постоянной основе работают менее, чем в трети, что создает проблемы при оказании медицинской помощи обучающимся и решении профилактических задач. Были затронуты и вопросы питания школьников, которые также требуют постоянного контроля.
Участники мероприятия пришли к выводу, что для решения проблемы медицинской помощи обучающимся необходимо восстановить систему школьных медицинских кабинетов, оснащенных оборудованием, имеющих лицензию на медицинскую деятельность и подготовленных специалистов. В части финансирования системы школьных медицинских кабинетов целесообразно было бы предложить механизм включения проекта «Школьная медицина» в Федеральную, региональную программы Национального проекта «Образование», а также проработать возможность реализации пилотного проекта «Школьная медицина» на территории Новосибирской области.